воскресенье, 27 марта 2011 г.

Фукусима не Чернобыль!


Отметил в Праге японский физик-ядерщик Тсуоши Мисава.

Когда Тсуоши Мисава , профессор ядерной инженерии из Киотского университета, три месяца назад закончил лекции для студентов ядерной инженерии в Праге, ему даже во сне не могло привидеться, что главной темой разговора станет ядерный кошмар в Японии. "Все изменилось", - говорит Мисава. Он покинул Японию незадолго до землетрясения с искренним убеждением, что никакие землетрясения не могут разрушить ядерные реакторы.





- Как случилось, что ситуация в Фукусима дошла до взрывов?
- Я не могу объяснить. В трех реакторах сначала была проблема охлаждения. Дизельные двигатели, которые производят электричество, не работали, но не знаю, почему. Может, из-за землетрясения, может, через цунами. Я не знаю. Даже доклад компании не объясняет, почему произошел сбой в энергетической системе. Я думаю, что сейчас никто не знает.



- Что худшее еще может произойти?
- Хуже всего - это бы оболочку (контейнер) реактора повредил взрыв водорода или высокая температура уничтожила бы контейнер за недостаточного охлаждения топлива водой. Это было бы хуже.



- Может радиоактивное облако дойти до Европы?
- Не думаю. Во время аварии на чернобыльской реакторе 1986 взорвалось ядро ​​реактора и все топливо. Поэтому радиация из Чернобыля досталась до Японии. Но это был совсем другой случай и другой опасный реактор. В Японии не дошло до такой аварии и до такой утечки радиоактивных веществ. Даже ветер дует в сторону Тихого океана, поэтому радиоактивный материал сначала достиг океана, затем пошел в сторону США, а только в Европу. Но никто не знает, как будет развиваться ситуация.



- Означают нынешние события конец ядерного ренессанса в мире?
- Думаю, что да. Это грустно, но я думаю, что да.



- После этого бедствия в Японии вообще еще можно будет строить новые атомные электростанции?
- Общественное мнение изменится в любом случае. И хотя не дошло до разрушения реактора, но люди уже не захотят иметь никаких атомных электростанций. Однако это будет проблемой. Япония не может жить без атомной энергетики.



- Сколько же электроэнергии производят атомные электростанции?
- Тридцать семь процентов. 7% должны добыть из нефти, 11% - из угля, 25% - из природного газа, остальное - от ГЭС.



- Какие альтернативы имеет сейчас Япония?
- Вообще-то - никаких. Импорт электроэнергии невозможен, поскольку мы на острове. Других видов топлива: нефти, угля и газа - нет, а потому импортируем их. Нефть - из России и Ближнего Востока, преимущественно из Саудовской Аравии. Уголь - из Австралии. На уголь не можем перейти, потому что стараемся сократить выбросы углекислого газа. Конечно, можем получать энергию из ветра, но не в достаточных количествах. Кроме того, можно построить солнечные электростанции, но даже этого мало.



- В Фукусима трудности с тремя реакторами, но всего их там шесть. Проблемы грозят и другим?
- Проблемы имеют реакторы от 1-го до 3-го, которые были в эксплуатации. Остальные три закрыли для проверки незадолго до землетрясения. (Со вторника, однако, проблемы преимущественно со зданием четвертого реактора, два раза он горел, и правдоподобно, именно оттуда в окружающую среду попало больше радиоактивных веществ. Интервью состоялось во вторник, еще до сих событий - Dnes).



- Повезло?
- Может быть. Причина просто в том, что зимой мы часто ремонтируем реакторы и заменяем ядерное топливо, чтобы полностью готовыми к лету. В Японии летом очень жарко, а потому растет потребность в электроэнергии для кондиционирования воздуха.



- Как вы думаете, можно будет возобновить работу остальных трех реакторов в Фукусима?
- Нет, этого не предвижу. Главный через общественное мнение.



- А атомные электростанции вне эпицентром бедствия, которые также вышли из строя, или работать они в обычном режиме?
- Понятия не имею. Ввод в эксплуатацию реакторов такого типа является очень сложным, даже тех, которые не были повреждены. Например, Тогоку - это огромная АЭС, которая находится также очень близко к эпицентру землетрясения, однако может без проблем функционировать. Это тот же тип реакторов, и в Фукусима, поэтому будет хорошо выяснить, стоит эти реакторы оставлять в работе. Будет очень трудно восстановить все эти реакторы. Не знаю, что диятиметься летом, когда вырастет спрос. Наконец, весь этот район - в частности часть Токио - еще до землетрясения испытывал недостаток электроэнергии. Электричество там выключают на два-три часа в день. Думаю, этим летом, да и вообще в этом году, мы не сможем восстановить утраченный уровень обеспечения энергией.



- Атомную электростанцию ​​в Фукусима строили так, чтобы она выдержала даже такие страшные землетрясения?
- Да, все атомные станции учитывали это. Два года назад было сильное землетрясение в других районах Японии. Если уровень вибрации измерять по шкале от одного до семи, то нынешнее землетрясение получил бы семерку, и землетрясение два года назад также получил бы семь. Тогда на местных АЭС была проблема с электросетями, возник пожар, однако сам реактор не был поврежден. Японские электростанции разработаны с учетом следующих опасностей. Но понятно, что после этого инцидента каждая японская АЭС должна быть защищена от таких опасностей, это землетрясение, или цунами.



- В чем причина отказа системы охлаждения в Фукусима, что стало причиной взрыва?
- Даже после выключения реактора ядерное топливо дальше производит тепло, поэтому системы охлаждения должны снижать температуру. Но поскольку система охлаждения не работала, то температура воды все поднималась и поднималась. Урановое топливо состоит из диоксида урана и циркониевой оболочки. Цирконий, как правило, очень стабилен, но при высоких температурах реагирует с водой, образуя водород. А тот взрывается. Поэтому очень важно сказать, что это были не ядерные, а химические взрывы.



- Как тогда дошло до выброса радиоактивных веществ?
- Реактор защищен таким образом, что ядро ​​окружает герметичный контейнер, который тоже окружен стальным контейнером, вокруг которого - бетонное помещение. Когда на реакторе произошел взрыв, водород, вероятно, накапливался между контейнером и бетонным зданием. Поэтому взрыв частично повредил здание. Но к повреждению самого контейнера внутри реактора не дошло, поэтому большинство радиоактивного материала остались внутри. Именно таким был взрыв на реакторе № 3, который частично повредил здание. Но последний взрыв, который произошел на реакторе № 2, отличается от предыдущих. Взрыв произошел в "разделяющем" бассейне, который находится под давлением. Этот бассейн находится в нижней части контейнера и регулирует минимальный объем воды, необходимый для охлаждения ядра реактора. Представляется, что испытала повреждений защитная оболочка, именно поэтому некоторая часть радиации вышла наружу.



- Почему произошел взрыв отработанного топлива?
- Слышал об этом. Отработанное топливо сначала содержатся в бассейне возле реактора, где его охлаждают до температуры 40-60 градусов. Только тогда отправляют на промежуточное хранение. Я не уверен, какая тогда была температура воды в бассейне и или росла. Я слышал, что она имела 80 градусов. Поэтому не могу сказать, что могло стать причиной взрыва. Понимаете, даже если бы температура топлива была близка к ста градусов, то этого было бы мало для образования водорода, поскольку для реакции циркония с водой и образование водорода необходимо более 400 градусов.



- По вашему мнению, очень опасны эти взрывы и утечка радиоактивных веществ?
- Уровень радиации меняется каждый день. А также экспоненциально уменьшается в зависимости от точки измерения. На самом электростанции уровень радиации уменьшается от реактора к границам ее ареала. Японское правительство решило эвакуировать людей в радиусе тридцати километров. Радиация в радиусе тридцати километров от АЭС сейчас не является высокой. Но вернусь еще до взрывов. Взрывы реакторов 1 и 3 уничтожили только бетонные надстройки. Однако взрыв на "двойке", видимо, уничтожил последний защитный барьер, через что уровень излучения значительно повысился. Для сравнения, обычный уровень радиации составляет 2,4 мЗв в год, лимит для общественности составляет 1 миллизиверт в год. Самый высокий уровень радиации, разумеется, есть у ядра реактора и превышает 200 мЗв в час. Уже за два метра от ядра это будет вчетверо меньше, еще за два метра - в восемь раз и т.д.



- Теперь реактор охлаждают морской водой. Значит ли это, что он полностью уничтожен?
- Да. Грязь морской воды, в том числе натрий и другие вещества, влияющие на материалы реактора, поэтому мы используем очищенную воду. Другое дело, что часть ядерного топлива в реакторе уже расплавилась, а это значит, что структура внутри ядра уничтожена. Обычно вы можете извлечь отработанное ядерное топливо, но когда оно расплавленное, то сделать это очень сложно. Сочетание морской воды и расплавленного топлива побуждает к единому выводу - этот реактор уже никогда не будет введен в эксплуатацию. Да и общественность просто не даст ему работать.



- Означает нынешняя ситуация в Японии конец или серьезные проблемы атомной отрасли? Или, наоборот, принудительные реконструкции только подтолкнут ее к дальнейшему развитию?
- Строительство атомных станций в Японии является довольно ограниченным, так как длительное, время очень сложно найти место для новой такой станции. Поэтому большинство представителей отрасли атомной энергетики теперь сосредотачивается на производстве в Азии. Но я думаю, что спрос заканчивается.



- Но вы сами говорили, что японские электростанции и их оборудование в других странах должны будут пройти проверки и ревизии.
- Я не знаю, как это повлияет на отрасль. В ближайшее время нас ждут очередные землетрясения на юге, и так, как считают ученые, продлится еще тридцать лет. Знаем, что электростанции в этом районе будут страдать от этих землетрясений и, как следствие, от цунами. Отрасль должна быть готова к этому. Поэтому компания, которая их эксплуатирует, недавно решила провести достройки, которые должны укрепить электростанции, и подведет резервные линии к реакторам. Антиатомное активисты утверждают, что самой опасной является атомная электростанция в Хубу, так как является ближайшей к возможному будущему землетрясения. Поэтому компания решила укрепить здания реакторов и установить системы против толчков. Сейчас эта АЭС имеет два малых старые и три новых реактора. Если они хотели бы и дальше использовать те малые реакторы, то должны были бы модернизировать их. А это стоит очень дорого. Поэтому компания решила закрыть их, а вместо этого сосредоточиться на трех новых реакторах.



- В таком случае остановка ждет и другие реакторы?
- Такие решения необходимо будет принять по всему миру. Реакторы, которые не являются даже такие экономически выгодны, можно будет закрывать. Новые же реакторы являются более экономически эффективными, а потому можно будет финансировать модернизацию их защиты от землетрясений.



- Сколько это может стоить?
- Строительство новой атомной электростанции мощностью 1000 мегаватт стоит в Японии четыреста миллиардов иен, а это четыре миллиарда евро. Сколько стоит модернизация, я не знаю, но понятно, что меньше.



- Вы говорили о конце атомной энергетики в мире. Сколько времени это может продолжаться?
- Взглянем на Соединенные Штаты. После аварии на Three Mile Island 1979 решили не строить больше никаких электростанций. Только недавно изменили свое мнение. То есть понадобилось более тридцати лет, чтобы изменилась общественная мысль. Я не знаю, сколько понадобится, чтобы исправить негативное отношение к атомным станциям после этой аварии. Но это займет много времени.